Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа - интернат" г. Карабаша

Версия для слабовидящих

Главная              Контакты               Новости            Интернет приемная             Гостевая книга (форум)

     

    Сведения об орг-ции

    Служба сопровождения

    Нац. проект "Образование"  

    Противодействие коррупции 

    Прокурор разъясняет 

    Педагогам 

    С нами сотрудничают 

    Безопасность 

    Родителям и обучающимся 

    Наши успехи 

    Архив 

    Карта сайта 

    Полезные ссылки 

 

Приложение 4

4-ый блок. Дополнительное образование.

Взаимодействие  основного и дополнительного образования особенно помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащимся, так как занятий в творческих объединениях и секциях позволяют раскрыть свои возможности и способности. Система дополнительного образования стирает границы между разными системами обучения, объединяет всех ребят независимо от их умственных способностей и возможностей.

Педагогический коллектив нашей школы уверен, что дополнительное образование является не менее важным элементом учебно-воспитательной системы, чем учебно-воспитательный процесс. Оно позволяет раскрыть личностные возможности каждого учителя, каждого ребенка, родителей, педагогов дополнительного образования.

     Дополнительное образование детей определено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности школы. Оно осуществляется на базе школы.

Цели дополнительного образования в школе-интернате:

1.     создание условий для развития индивидуальных и творческих  способностей ребенка, для саморазвития, самовыражения, самореализации детей.

2.     Получение дополнительного образования учащимися.

Основная задача дополнительного образования – создание условий детям для социального становления не только на уровне «возможности быть», но и на уровне «возможности стать» личностью.

Направления  дополнительного образования:

§  художественно-эстетическое;

§  декоративно-прикладное;

§  спортивно-оздоровительное

Главными задачами работы кружков является:

§ развитие творческих способностей учащихся;

§ воспитание чувства ответственности за порученное дело;

Работая над развитием способностей детей, педагогический коллектив расширяет сеть кружков и объединений дополнительного образования. В настоящее время в нашей школы работает 8 творческих объединений и 1 спортивная секция:

1. «Рукодельница» - руководитель Журавлёва С.М.

2. «Вязание» - руководитель Федотова Ф.Р.

3. «Очумелые ручки» - руководитель Лобачева Р.В.

4. «Цветоводство» - руководитель Илишева Л.Ф.

5. «Умелые руки» - руководитель Залупенкова В.В.

6. «Волшебные пальчики» - руководитель Алексеева Л.Н.

7. Спортивная секция «Юный спортсмен» - руководитель Геращенко В.Т.

8. «Весёлые нотки» – руководитель Долматова Е.В.

9. «Хореографический» - руководитель Долматова Е.В.

 

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» г. Карабаша.

 

 

Утверждаю:

Директор

__________/

А.Р. Идрисова

 

Программа

«Вышивка»

 

 

Руководитель: Журавлева С.М.

 

 

г. Карабаш

2009г.

 

 

 

Информационная карта программы

 

Тип программы:

Типовая

Образовательная область:

Технология

Направленность деятельности:

Художественно- эстетическая

Способ освоения содержания программы:

 

Творческая

Уровень освоения  содержания программы:

 

Профессионально- ориентированный

Уровень реализации

Программы:

 

Коррекционное общее образование

Форма реализации

Программы:

 

Групповая

Продолжительность реализации

 

Два года

2009-2010 уч. год.

2010-2011 уч. год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Главная цель программы – трудовое и эстетическое воспитание учащихся.

        Это предполагает:

1.Формирование у учащихся умений и навыков вышивания для украшения быта, интерьера, одежды.

2.Подготовка учащихся, как социально адаптированных граждан,  готовых к профессиональному самоопределению.

      Задачи для достижения поставленной цели:

1.Формирование эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

2.Развитие самостоятельности и способности учащихся добиваться поставленной цели.

3.Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, культуры поведения и общения.

4.Способствовать развитию зрительно- моторной координации, коррекции зрительной памяти.

5.Способствовать развитию сенсорной сферы (развитию двигательной сноровки, соразмерности движений.)

6.Способствовать развитию двигательной сферы  (овладение моторикой мелких мышц рук, развитию двигательной сноровки.)

    Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративно- прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у учащихся большой интерес.

    На занятиях творческого объединения учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с различными техниками вышивания, богатством этого вида искусства, а также с новыми направлениями – это вышивка шелковыми лентами.

      Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Важно, чтобы вышивка не сводилась лишь к выполнению технических образцов, чтобы учащиеся изготовляли полезные вещи, которые найдут применение.

       Правильно поставленное трудовое воспитание способствует развитию у ребят творческой активности, объединению их в дружный коллектив. В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст детей, они не должны быть особенно объемными и трудоемкими.

Коллективной работой могут быть крупные изделия чисто декоративного характера. (Панно, скатерти, сумки.)

        Программа рассчитана на 144 часа в учебный год.

Занятия в творческом объединении рассчитаны на 2 года обучения.

        Для занятий вышивкой необходимо светлое, удобное помещение. Большое значение придается его художественному оформлению. При размещении рабочих столов и швейных машин надо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места  были освещены слева и сверху. При недостаточном общем освещении устанавливают местное. Кроме рабочих столов необходимы столы для раскроя, а также гладильная доска и утюг.

       Ткани для вышивки рекомендуется выбирать с полотняным переплетением нитей, такие, как редина, лен,  лен с лавсаном, суровое полотно; можно использовать также шерсть, сукно.

         Выполнение изделий связано с работой на швейной машине, иглой, ножницами, электроутюгом, поэтому на первых же занятиях руководитель должен сообщить учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следить за их выполнением.

         Для более успешного усвоения материала для занятий нужны наглядные пособия: технические разработки стежков и швов, образцы вышивок, готовые изделия, а также лекала и чертежи изделий. Эти наглядные пособия может выполнить руководитель с помощью кружковцев.

         Подведение итогов годовой работы творческого объединения проводится на отчетной выставке, на которую представляются  лучшие работы кружковцев.

      Организационно- педагогические формы  обучения  

        Работа по программе включает в себя следующие направления:  

•Учебный процесс

•Участие в выставках детского творчества

•Внеучебная деятельность (экскурсии)

      Программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.     

Основные формы и методы обучения.

     На занятиях кружка даются теоретические сведения

(лекции, беседы, используются различные наглядные пособия, методический дидактический материал.)

       На практических занятиях  используются также наглядные пособия, оборудование, инструменты, образцы вышивки, И.Т.К. ( инструкционно- технологические карты.)

        В процессе обучения используются различные методы:

         • Смена видов деятельности.

         •Разнообразие по содержанию и форме.

         •От простого к сложному.

Содержательная часть основных разделов программы.

Первый год обучения.

Вводное занятие:

Задачи работы творческого объединения.

План работы.

Знакомство с образцами  вышивки.

Знакомство с изделиями, выполненными кружковцами второго года обучения.

 Принадлежности, необходимые для работы.

Правила безопасности труда.

Профессии, связанные с декоративно-прикладным  искусством.

Вышивальные стежки и швы.

Приемы закрепления узелков, швов. Перевод рисунка на ткань.

Виды вышивальных швов:

-       Шов «Тамбурный»

-       Шов «Петля»

-       Шов «Стебельчатый»

-       Шов «Узелки»

-       Ленточный стежок

-       Прямой стежок с прикрепом

-       Роза из присборенной ленты

-       Роза из корсажа

-       Роза из свернутой ленты

-       Стежки для пришивания бисера

Игольница с вышивкой.

Подбор ткани, лент, ниток.

Раскрой игольницы.

Изготовление роз из присборенной ленты.

Вышивка стеблей прямыми стежками.

Вышивка листьев.

Стачивание срезов игольницы на швейной машинке или ручными стежками.

Наполнение игольницы  синтепоном  и стачивание разрезов потайными стежками.

Пришивание бантов по углам игольницы с закреплением середины каждого банта бусинками.

Саше с вышитыми розами.

Подбор ткани, ленты, ниток.

Выполнение разметки изделия по схеме.

Нанесение контура рисунка.

Вышивание нитью с люрексом стеблей.

Вышивание лентой листьев.

Выполнение 5 шт. роз из присборенной ленты и пришивание их на изделия.

Сшить саше.

Наполнить сушенными лепестками роз.

Закрепление лент для завязывание саше.

Чехол для очков.

Подбор ткани, лент, ниток, бусин.

Нанесение контура рисунка по схеме.

Вышивка цветка лентой.

Пришивание в середине цветка бусин.

Вышивка стеблей стежком с прикрепом.

Вышивка листьев швом «Петля».

Сшивание чехла на швейной машине.

Панно «Подсолнухи»

Подбор ткани, лент, ниток, бисера.

Перенос контура рисунка на ткань.

Вышивка подсолнухов.

Вышивка стеблей шерстяными нитками стебельчатым швом.

Вышивка листьев лентой.

Вышивка «Кольев» плетня полупетлей с длинными закрепляющими стежками.

Вышивка незабудок.

Пришивание бисера

Содержательная часть основных разделов программы. Второго года обучения.

Декоративное панно «Букет хризантем»

Подбор ткани, ниток, лент, игл.

Перенос контура рисунка на ткань.

Вышивка стеблей

Вышивка цветов, бутонов прямым стежком, ленточным швом.

Вышивка листьев ленточным стежком.

Оформление панно.

Сумка с вышивкой.

Подбор ткани, лент, ниток, игл.

Раскрой сумки.

Вышивка передней панели.

Изготовление подклада.

Стачивание передней и задней панели сумки.

Соединение сумки, ручек и подклада.

Диванная подушка с вышивкой.

Подготовка к вышивке.

Подготовка ткани.

Перенос контура рисунка на ткань

Вышивка стебля, листьев, чашечек цветов, бутонов цветов, улитки.

Раскрой.

Шитье: стачивание деталей передней панели. Формирование сборчатой оборки. Пришивание подкладки к передней панели. Пришивание сборчатой оборки. Стачивание деталей задней панели. Вытачивание молнии. Стачивание передней и задней панели.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий первого года обучения.

 

Тема

Общее кол-во часов

В т.ч.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Вышивальные стежки и швы

18

3

15

3

Игольница с вышивкой

28

6

22

4

Саше с вышитыми розами

30

4

26

5

Чехол для очков

32

2

30

6

Панно «Подсолнухи»

34

4

30

Всего

144

21

123

 Учебно-тематический план занятий второго года обучения.

Тема

Общее кол-во часов

В т.ч.

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Панно «Букет хризантем»

34

4

30

3

Сумка с вышивкой лентами и бисером

32

4

28

4

Диванная подушка с вышивкой

32

4

28

5

Панно «В саду»

44

4

40

Всего

144

18

126

 

Перечень оборудования и  приспособлений для реализации  программы

 

·        Компьютер, мультимедийный проектор, экран

·        Швейная машина

·        Освещение

·        Утюг, гладильная доска

·        Пяльцы деревянные квадратные с подставками  для больших коллективных работ

·        Нитки мулине различных цветов

·        Ленты шелковые различных цветов и ширины  

·        Иглы разные для ручной вышивки, вышивке лентами и бисером

·        Ножницы

·        Копировальная бумага, калька, булавки, карандаши.

·        Ткани для вышивки.

Информационные ресурсы.

 

Ф.И.О. автора

Заглавие

Редактор

Место издания

Издательство

Год издания

1

Гаврилова В.Ю.

«Вышивка лентами»

Ермакова С.О.

Харьков

«Книжный клуб»

2008 г.

2

Миронова Т.В.

«Большая коллекция узоров»

Биркина Е.Н.

Москва

«Мир книги»

2008г.

3

Деньченко Л.В.

«Вышивка»

Клюшкина Л.

Москва

«Эксмо»

2008г.

4

Энн Кокс

«Вышивка шелковыми лентами»

Гагарина М.

Москва

«Кристина»

2006г.

5

Дженни Мак Куини

«Креативное рукоделие» 10 томов

Зуевская Е.

Тверь

«Тверской полиграфный комбинат»

2008г.

6

Ди Ван Никерк

«Рельефная вышивка»

Зуевская Е.

Москва

«Кристина»

2007г.

7

Диана Лэмп

«Цветочные фантазии»

Зуевская Е.

Москва

«Контект»

2008г.

8

Чотти Д.

«Вышивка шелковыми лентами»

Деркач Т.

Москва

ООО «АСТ-Прес- книга»

2005г.

9

Вия Лори

«Вышивка лучшие техники»

Зуевская Е.

Самара

ОАО «Самарский дом печати»

2008

10

Ди Ван Никерс

Энциклопедия «Объемная вышевка»

Деревянко Т.

Москва

«АСТ – пресс СКД»

2008г.

11

www.silk-ribbon.ru

12

www.webposidelki.ru 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия Т. О. «Рукодельница»

 

Учитель дополнительного образования Журавлева С. М.

Тема: Вышивка атласными лентами

Раздел: Вышивальные стежки и швы.

 

1.Дидактическое обоснование занятия.

Цели  занятия:

1)    Способствовать формированию представления о видах стежков и швов, применяемых в вышивке.

2)    Выполнить вышивку лентами

3)    Способствовать формированию и развитию у учащихся интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

4)Способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки.)

 

Методическое оснащение занятия:

1)    Материально-техническая база:

·        Инструменты, приспособления: гобеленовая игла, пяльцы, ножницы

·        Материалы: канва, атласные ленты

2)    Дидактическое обеспечение:

·        Рабочая тетрадь;

·        Дополнительная литература;

·        Презентация учителя

·        Учебно-техническая документация:

Ø     Технологические карты (ТК);

·  Образцы объектов труда;

 

2.Ход занятия.

1)  Организационный момент:

·                          Приветствие;

·                          Проверка явки учащихся;

·                          Заполнение учителем журнала кружковой работы;

·                          Проверка готовности учащихся к занятию;

·                          Настрой учащихся на работу;

·                          Доведение до учащихся плана занятия;

2)  Актуализация знаний учащихся

3)  Изложение учителем нового материала

 

Немного истории

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.  В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
    Но только в
XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
     В 1446 году будущий король Людовик
XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик  XIV украшал  лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
     Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик 
XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.
     Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.
     Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы
XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

Общие правила работы с лентами

1.     Для работы используется лента длиной 30-35 см.

2.     Чтобы лента легко проходила в игольное ушко, ее кончик надо срезать под углом 45 градусов.

3.     Если игла плохо проходит сквозь ткань, то ее можно подтянуть плоскогубцами.

4.     Закреплять ленту нужно на изнаночной стороне ткани швейной ниткой.

5.     Готовую вышивку не стирать и не гладить. Но если это необходимо, то утюжьте с изнанки, стараясь не заходить утюгом на заполненные вышивкой области.

4. Физминутка.

5)Практическая работа: вышивка лентами.

·        Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации

¾   Сообщение названия практической работы;

¾   Разъяснение задач практической работы;

¾   Ознакомление с объектом труда (образцом);

¾   Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления );

¾   Ознакомление с учебно-технической документацией ( инструктаж по ТК, ИК, ИТК );

¾   Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

¾   Инструктаж по технике безопасности.

·        Самостоятельная работа учащихся.

·        Текущий инструктаж учителя ( проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы );

·        Целевые обходы.

5)Выставка готовых работ.

6)Подведение итогов занятия учителем:

§    Сообщение учителя о достижении целей занятия.

§    Сообщение о теме следующего занятия.

 

Информационные ресурсы

 

Ø Мелинда Косс . Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.

Ø  Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).

Ø Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия «Школа изящных рукоделий»)

Ø http://www.silk-ribbon.ru/stich_.html

Ø  http://www.webposidelki.ru/VL2.htm

 

Тема занятия:   «Вышивка шелковыми лентами»

Цель: Знакомство учащихся с вышивкой шёлковыми лентами как видом декоративно-художественного оформления изделий. Научить технике выполнения различных швов. 

Задачи  занятия:

•РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать наглядно- образное мышление, познавательный интерес, развивать моторику мелких мышц рук.

•Обучающая: Познакомить с историей возникновения и развития вышивки шёлковыми лентами и её актуальностью в наши дни. Научить применению полученных знаний и умений в практической деятельности.

•Воспитывающая: Продолжать формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины, взаимопомощи.  

Материалы, инструменты:

Иглы, ножницы, пяльцы, канва (ткань), атласные ленты, копировальная бумага

 Дидактический материал: презентация коллекции иллюстраций изделий с вышивкой лентами, материалов и приспособлений для вышивки.  

Ход занятия:

I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)

II. Объяснение нового материала

ІІІ Физминутка.
ІУ. Практическая работа по технике выполнения основных   швов

V.Контрольный опрос. Подведение итогов

1. Вступление.

Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Красивая лента придаёт хорошо упакованному подарку изысканность, подчёркивая  торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую «изюминку». Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая наряды невест, богато украшенные кружевами, рюшами и лентами! А известные обычаи украшать автомобили свадебного кортежа лентами и перевязывать конверты с новорождёнными голубыми или розовыми лентами в зависимости от пола ребёнка!

Но сегодня мы познакомимся с совершенно новым применением шёлковой ленты. Это – вышивка лентами. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив различные виды швов, вы без особого труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. У вас появится возможность придать уже  готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив свою одежду (будь то блузка, трикотажный джемпер или джинсы) и головной убор (вязаная шапочка или летняя кепка). Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые салфетки, декоративные панно, косметички и другие милые вещички.

(Демонстрация изделий, оформленных вышивкой: сумочка, декоративное панно, кепка) 

2. История вышивки шёлковыми лентами.

А теперь поговорим о том, когда и где появились ленты и вышивка и как развивался этот вид художественной техники.

С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шёлковых лент, чему способствовало быстрое развитие производства шёлковой нити в Европе. Период бурного распространения роскошных и красивых лент – начало XVIII в. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объёмными и просторными, богато украшенными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шёлковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черёд белья. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал в Англию, а оттуда разошёлся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Европы он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого вида искусства пришёлся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. (Показ иллюстраций с образцами изделий, изготовленных в XIX в., украшенных вышивкой шёлковыми лентами).

После Второй мировой войны интерес ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий  началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных расходов. 

3. Материалы, инструменты и приспособления

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для лёгких тканей и толстые – для плотных. При шитье шёлковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом затяжек. Ушко у иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему. Таким образом можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7, 9, 12 мм подбирают иглы № 18-22.

Пяльцы предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Таким образом, даже тот, у кого есть склонность затягивать стежок, не сможет слишком сильно натягивать ленты, поэтому вышивка получится объёмной.

В некоторых случаях при вышивании лентами пяльцы обматывают тесьмой. Обмотка круглых пялец – это операция, помогающая избежать появления на таких лёгких тканях, как шёлк, органза или ворсовых, как бархат, заломов при сплющивании, от которых потом трудно избавиться.

 Для того, чтобы обмотать состоящие из двух обручев пяльцы, возьмите мягкую тесьму и обмотайте один из обручей по окружности. Натягивайте тесьму так, чтобы не образовывались складки. Когда обруч будет полностью обмотан, закрепите концы тесьмы небольшими стежками. Обмотайте второй обруч. Если под рукой не найдётся тесьмы, можно использовать тонкие и узкие бинтики.

Для основы при вышивке шёлковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани: хлопчатобумажные (рогожка, сатин, муслин и др.), льняные (суровое полотно, тонкое полотно), шёлковые, шерстяные. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надёжно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь неё проходила нитка. Можно использовать и набивные ткани, в которых уток становится полезной схемой, дающей толчок вашему воображению

 Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты. Шёлковые ленты продаются разной ширины и различных цветов.

Кроме всего перечисленного, для занятия вышивкой лентами необходимы ножницы и вышивальные нитки (мулине), которые, в свою очередь, требуются для создания основы (контура) некоторых швов и для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Для украшения и придания вышивке особого изящества применяются различные бусины и бисер.

ІІІ. Физминутка. 

IV. Практическая работа по технике выполнения основных швов 

1. Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу.

Необходимо взять копировальную бумагу: тёмную – для светлых тканей, светлую – для тёмных. Поместить её между тканью и рисунком, обвести контур рисунка карандашом. При этом стараться не нажимать и не касаться рукой в тех местах, где нет рисунка, чтобы избежать образования на ткани ненужных пятен. При работе с тонкими прозрачными тканями (такими, как органза, батист и др.) рисунок можно переводить непосредственно на них.

2. Закрепление ленты.

В отличие от традиционного вышивания, где обычно в начале работы на нитке не завязывают узелок, при шитье шёлковой лентой используется плоский узелок, закрепляющий ленту в работе.

Чтобы начать работу, возьмите ленту длиной 50 см, вставьте её в иголку, подогните кончик и вколите иголку по центру. Придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, завяжите узелок. Завязанный таким образом узел называется плоским узелком и, в отличие от традиционного, не увеличивает толщину вышивки.

Чтобы закрепить ленту после того, как вы завершили работу, выведите её наизнанку и очень осторожно, сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежками вышивки. Крепко придерживая пальцами стежки, чтобы они не вышли наизнанку, легонько подтяните ленту. Отрежьте ленту рядом с последним стежком. В некоторых случаях предпочтительнее закрепить ленту на ткани мелкими стежками нитками мулине.

3. Шов «вытянутый стежок».

 

Это один из наиболее древних швов, применяемых как при шитье, так и при вышивании.

Техника выполнения:

Протяните иголку с лентой на лицевую сторону работы. Помогая себе другой рукой, пропустите ленту, придерживая её у ткани, чтобы она не запуталась, на изнаночную сторону. Заполните вышивкой весь рисунок.

4. Шов «вытянутый стежок с завитком».

 

 

Это наиболее известный и широко применяемый в вышивке шёлковой лентой шов. Им выполняют лепестки, листочки и многое другое.

Техника выполнения:

Протяните иголку на лицевую сторону работы. Помогая себе большим пальцем, прижмите ленту к ткани и потяните её на себя. Подобрав нужный для определённого лепестка размер, введите иголку в центр ленты. Проколов ленту и ткань, вытащите иголку наизнанку. Натягивайте ленту очень осторожно и медленно до тех пор, пока не образуется углубление. Таким образом формируется лепесток с завитком. Сделайте остальные лепестки по рисунку.

V. Контрольный опрос в виде теста. Подведение итогов.

 

Отработка практических навыков, полученных в ходе занятия.

 

 1.  Когда и где появилась вышивка лентами?

А) в XVIIIв. во Франции

Б) в Древнем Риме

В) в XIXв. в США

 

   2.  Какие иглы используются для вышивания лентами?

А) тонкие с тупым концом

Б) с острым концом и удлиненным ушком

В) толстые с небольшим овальным ушком

 

  3.   Для чего применяется прием "обмотка пялец"?

А) для удобства при использовании пялец

Б) для предотвращения стягивания вышитого узора

В) во избежание заломов на тонких или ворсовых тканях

 

4.      Каким образом лента закрепляется на ткани?

А) прямыми стежками шва "вперед иголку"

Б) стежком шва "за иголку"

В) плоским узелком

 

5.      Как называются наиболее известные и широко применяемые 

         в   вышивке лентами швы?

А) "набор", "роспись"

Б) "вытянутый стежок", "вытянутый стежок с завитком"

В) "шнурок", "гобеленовый шов"