Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа - интернат" г. Карабаша

Версия для слабовидящих

Главная              Контакты               Новости            Интернет приемная             Гостевая книга (форум)

     

    Сведения об орг-ции

    Служба сопровождения

    Нац. проект "Образование"  

    Противодействие коррупции 

    Прокурор разъясняет 

    Педагогам 

    С нами сотрудничают 

    Безопасность 

    Родителям и обучающимся 

    Наши успехи 

    Архив 

    Карта сайта 

    Полезные ссылки 

 

Приложение  5

5-ый блок. Психолого-методическое сопровождение педагогического коллектива

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) школы направлена на оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определению зон ближайшего развития, щадящего режима для детей.

ПМПК – это центр службы сопровождения в воспитательной системе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПМПК состоит из специалистов:

§  психолог

§  дефектолог

§  социальный педагог

§   медицинская сестра

В целях организации и проведения целенаправленной научно-методической работы, организации первичного диагностико - консультативного обследования детей приказом директора школы-интерната создан ПМПК в следующем составе:

Баловнева А.Л. – психолог-педагог, председатель ПМПК

       Романова Е.А. – соц. педагог, член комиссии

       Чебыкинна Т.П.. – медицинская сестра, член комиссии

       Федорова Ю.В.-дефектолог, член комиссии

Целью работы школьного ПМПК является отслеживание диагностики коррекционно-развивающего обучения и воспитания контингента учащихся.

Задачами школьного ПМПК являются:

§  уточнение и детализация диагноза воспитанников согласно  протокола районной медико-психолого-педагогический комиссии, при определении их в специальную (коррекционную) школу-интернат.

§    градация детей с ограниченными возможностями здоровья по клинико-патогенетической классификации олигофрении  (по М.С.Певзнер)

§  дифференцированный и индивидуальный подход (при наличии у детей несложной формы олигофрении, олигофрении осложнённой энцефалопатическими синдромами, атипичной формой) при проведении коррекционно-воспитательных мероприятий.

§  совместная деятельность членов ПМПК с учителями, воспитателями, родителями, учащимися в процессе воспитательной работы.

§  определение у учащихся сохранных структур психофизического развития, зон ближайшего развития, на основе которых строится воспитательный процесс.

Службы сопровождения коррекционно-воспитательной системы школы-интерната, входящие в состав ПМПК:

§  дефектологическая;

§  валеологическая;

§  психологическая.

Работа службы сопровождения способствует оптимизации воспитательной работы с детьми.

Психолог осуществляет первичную психологическую диагностику познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер у детей  и подростков; определяет наиболее адекватные пути и средства коррекционно-развивающей работы с ребенком; прогнозирует  развитие ребенка и возможности  обучения на основе выявленных особенностей развития.

Дефектолог отслеживает содержание и методологию воспитательной работы с учётом психофизических недостатков детей, мониторинг коррекционной направленности обучения и воспитания школьников.

    Социальный педагог  оказывает помощь воспитателям в проведении воспитательных мероприятий:

§  проведение кружковых занятий  с детьми;

§  организации экскурсий на предприятия, библиотеки;

§  смотры художественной самодеятельности внутри школы и города;

§  систему работы школы, воспитателей с родителями воспитанников, общественными организациями.

      Медицинская сестра обеспечивает лечебно-профилактический, валеологический режим в школе-интернате в ходе учебно-воспитательного процесса, в течение круглосуточного проживания детей. Следит за состоянием здоровья школьников на всем протяжении воспитательных режимных моментов.

 

Психологическое сопровождение педагогического коллектива

       Особенностью деятельности педагогического коллектива является то, что в повседневной педагогической деятельности учителя сталкиваются с рядом трудностей, которые могут вызывать стрессовые ситуации,  устойчивость педагога к стрессогенным факторам существенно влияет на продуктивность его педагогической деятельности.

 Для обеспечения условий психологического здоровья участников образовательного процесса, для их успешного профессионально-личностного развития нами была разработана программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития и сохранения психологического здоровья педагога» (Приложение №7)

             Цель  данной программы:

1.     Обеспечение полноты условий психологического здоровья участников образовательного процесса, для их успешного профессионально-личностного развития.

  Задачи:

  1. Выявление факторов возникновения и способов диагностики    профессионального «выгорания»;

 2.  Повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике «выгорания» и стрессоустойчивости;

  3.  Выявление группы риска и отслеживание результатов профилактической деятельности;

  4.  Привитие навыков комфортного группового общения педагогов

 Ожидаемый результат:

§  повышение уровня адаптивности и стрессоустойчивости педагога;

§  развитие успешности и удовлетворения качеством  своей  жизни и работы;

§  усовершенствование навыков общения;

§  принятие себя, осознание собственной ценности   и уникальности, самоуважения;

§  развитие группового взаимодействия;

Данная программа реализовывалась в три этапа:

1.     Теоретический

2.     Диагностический

3.     Прикладной

         Задачей первого этапа было просвещение педагогов в различных формах: семинары, знакомство с тематическими папками, короткая, интересная информация в «Уголке психолога», беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций, индивидуальное консультирование.

          Задачей  второго этапа  является  выявление группы риска при помощи диагностического материала с целью выявления и отслеживания  результатов профилактической диагностики.

         Задачей третьего этапа является проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома «выгорания» и дальнейшее бесконфликтное общение и  сплочение коллектива. Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. В ходе реализации третьего этапа  проводились индивидуальные консультации по результатам диагностики, индивидуальное консультирование, тренинг профилактики профессионального «выгорания», реабилитационная помощь  педагогам  в форме тренингов и консультаций.

Взаимодействие  с родителями.

Цель работы: организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи:

§  Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

§  Правовое просвещение родителей;

§  Оказание помощи родителями в семейном воспитании;

§  Оказание родителями материально-финансовой помощи школе;

§  Совместная со школой организация социальной защиты детей;

§  Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Содержание работы определяется задачам):

§  Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;

§   Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав человека и ребёнка, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Правила для учащихся и другие локальные акты школы)

§  Совместные занятия родителей с детьми (кружки, походы, экскурсии, КТД);

§  Совместная оздоровительная работа семьи и школы (дни здоровья, спортивные мероприятия);

§   Совместное оценивание уровня воспитанности, социализации детей;

§    Забота о многодетных и малообеспеченных семьях;

§    Материально-финансовая помощь школе. 

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. 

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями

Основные способы общения родителей и педагогов:

§  Организация родительских конференций, собраний, лекторий, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

§    Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

§  Создание родительского комитета.

§  Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, спортивные игры, выставки и т.д.).

§  Уважительное общение с учётом культурной, религиозной, национальной, этнической принадлежности родителей. 

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

§   Дни творчества детей и их родителей;

§  открытые уроки и внеклассные мероприятия;

§  помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

§  шефская помощь;

§  участие в родителей в работе родительского комитета школы.

   С целью оптимизации коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися школа-интернат активно сотрудничает с общественными организациями.

Сотрудники ГОВД, ПДН, ГИБДД, ГО и ЧС, ПЧ-72 совместно с администрацией интерната и воспитателями проводят большой объём воспитательной работы среди учащихся:

§  читают лекции, беседы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних подростков;

§  организуют выезды в колонию для несовершеннолетних преступников в с. Атлян;

§  проводят викторины по правовому и гражданскому воспитанию детей;

§  проводят семинары-практикумы на знание учащимися ПДД.

Медицинские работники городской больницы читают лекции, проводят беседы с  учащимися по профилактике токсикомании, наркомании, СПИДа, алкоголизма, венерических заболеваний. Педагоги дополнительного образования привлекают воспитанников школы-интерната для занятий во внеурочное время в кружках, спортивных секциях на базе школы.

Тесно взаимодействует школа-интернат с профессионально-техническим училищем № 24, так как многие учащиеся после окончания школы успешно продолжают там обучение.

Профилактика асоциальных проявлений и защита прав детей.

           Целью работы являлось предупреждение правонарушений, бродяжничества и беспризорности, профилактике девиантного поведения  учащихся; правовое просвещение в школе, активизация деятельности по взаимодействию служб и ведомств, системы профилактики  в работе по данному направлению.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность  и общение  за пределами образовательного учреждения, обеспечивала  возможность  более полного и всестороннего развития личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа школьной службы сопровождения с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»:

§  Отчужденность детей от семьи, школы и общества;

§  случаи раннего антисоциального поведения;

§  неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);

§  экономическая и социальная обделенность;

§  влияние дурной компании, окружения, социума;

§  неконтролируемые пункты приема металлолома, в любое время  позволяющие подросткам получить хоть незначительный, но доход.

Поэтому одно из важнейших направлений воспитательной системы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего неблагополучия.

Перед коллективом школы стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя следующие направления:

1.     Выявления учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе

2.     определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников

3.     составление плана педагогической коррекции личности и устранение ее нравственной деформации, отклонений в поведении

4.     изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми

5.     вовлечение учащихся в различные виды положительно – активной социальной деятельности

6.     изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

В школе создана социально–психолого–педагогическая служба сопровождения, которая обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество социального педагога и психолога с классными руководителями и учителями предметниками, ученическими коллективами.

Основной сферой деятельности этой службы является процесс адаптации детей в социуме. Кроме этого, она включает в себя и работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого–педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб ведомств системы профилактики  в работе по этому направлению в школе разработана Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Психолог  и социальный педагог школы совместно со школьным инспектором ПДН проводят внеклассные мероприятия «Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний», с целью формирования умения отказываться от употребления алкоголя, поиска способов  и повышения настроения без применения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

 Участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле над выполнением закона «Об образовании», в межведомственных акциях «Дети улиц», «Милиция и дети», «Семья и дети групп риска», «Внимание: дети», «Акция пешеход».

Работа в данном направлении ведется успешно, есть определенные достижения: снижение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН и педагогическом учете; предложение, выдвинутое советом старшеклассников о борьбе с курением и сквернословием, претворяется в школьную жизнь.

 

Работа социального педагога  с детьми «группы риска».

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К данной группе детей относятся учащиеся, состоящие на внутришкольном учете: основными причинами постановки в данном случае выступают пропуски уроков без уважительной причины и  нарушения в поведенческом аспекте. На конец второго полугодия в «группе риска» 10 человек.(Иванов Саша, Саламатов Виталий, Магрипов Алишер, Козин Евгений, Шакиров Тимур, Устюгов Геннадий, Трифонов Никита, Елисеева Анжела, Галактионов Женя, Неудахина Лена).

На начало 2009-2010 учебного года был составлен план работы с детьми «группы риска»:

п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

1.

. Собеседование с классными руководителями по выявлению Детей «группы риска»,
проведение диагностик.

сентябрь

Социальный педагог

Психолог

2.

Вовлечение детей «группы риска» в занятия секций и кружков

сентябрь

Социальный педагог

3.

 Формирование картотеки уч-ся

 «группы риска»

сентябрь

Социальный педагог

4.

Посещение семей «группы риска»

 

октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

5.

Беседы с учениками на тему: «Права и обязанности школьника».

 

октябрь

Социальный педагог

6.

Просмотр видеофильмов о вреде ПАВ с профилактической целью

октябрь

Социальный педагог

Классные руководители

7.

Индивидуальные беседы с подростками «Мир ценностей современного подростка».

октябрь

Социальный педагог

8.

Совместные рейды с инспекторами ПДН – посещение семей, беседы с учащимися.

ноябрь

Социальный педагог

9.

Групповые беседы и занятия на темы:

-         «Какой я? Большой или маленький?», «Ложь и ее последствия», «Твои проблемы и их решение», «Жестокость и её последствия», «Полет и падение. Понятие о веществах, способных влиять на психику».

ноябрь-декабрь

Социальный педагог классные руководители

10.

Тренинги,

Беседы «Энциклопедия для здорового образа жизни», Мир ценностей современного подростка»,

«Можно ли избавиться от вредных привычек», «Агрессия и взаимоотношения», «Конфликты».

декабрь

Социальный педагог

Психолог

11.

Повторное проведение всех видов тестирования, примененного на диагностическом этапе, с целью определения результативности проделанной работы.

декабрь

Социальный педагог

Психолог

 

Совместный план социальной работы с ПДН на 2009 – 2010 учебный год.

 

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Установление контроля за посещаемостью школы детьми.

В течение года

Соц. педагог

Классные руководители

Инспектор ПДН

2

Участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних

В течение года

Соц. педагог

Инспектор ПДН и КДН

Инспектор по охране детства КО

3

Проведение родительских собраний с тематикой «Профилактика вредных привычек»

1 раз в четверть

Классные руководители

Мед. Работник

Инспектор ПДН

4

Систематические индивидуальные и групповые беседы с учащимися, состоящими на пед. учете по предупреждению преступлений, алкоголизма, наркомании, табакокурения.

В течение года

Соц. педагог

Классные руководители

Инспектор ПДН

Мед. Работник

5

Проведение цикла бесед о вредных привычках

октябрь

 март

Классные руководители.

6

Диагностическая работа с детьми «группы риска»

Декабрь

Соц.педагог

Психолог

7

Поведение совместных рейдов по неблагополучным семьям.

В течение года

Соц. педагог

Инспектор ПДН и КДН.

8

Обновление картотеки на педагогически запущенных детей, учащихся, состоящих на

учете в КДН и ПДН.

Сентябрь

Соц. педагог

Инспектор ПДН и КДН

9

Родительские собрания на тему «Обязанности  и права родителей», « Роль семьи в профилактике негативных привычек у

школьников»

В течение года

Соц. педагог

Психолог

Директор

10

Работа по повышению правовой грамотности учащихся

1 раз в четверть

Соц. педагог

Классные руководители

Инспектор ПДН

11

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

В течение года

Соц. педагог

 Инспектор КДН

Инспектор по охране детства КО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каналы коммуникационного взаимодействия