Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа - интернат" г. Карабаша |
|
Главная Контакты Новости Интернет приемная Гостевая книга (форум) |
|
5-ый блок. Психолого-методическое сопровождение педагогического коллектива Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) школы направлена на оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определению зон ближайшего развития, щадящего режима для детей. ПМПК – это центр службы сопровождения в воспитательной системе детей с ограниченными возможностями здоровья. ПМПК состоит из специалистов: § психолог § дефектолог § социальный педагог § медицинская сестра В целях организации и проведения целенаправленной научно-методической работы, организации первичного диагностико - консультативного обследования детей приказом директора школы-интерната создан ПМПК в следующем составе: Баловнева А.Л. – психолог-педагог, председатель ПМПК Романова Е.А. – соц. педагог, член комиссии Чебыкинна Т.П.. – медицинская сестра, член комиссии Федорова Ю.В.-дефектолог, член комиссии Целью работы школьного ПМПК является отслеживание диагностики коррекционно-развивающего обучения и воспитания контингента учащихся. Задачами школьного ПМПК являются: § уточнение и детализация диагноза воспитанников согласно протокола районной медико-психолого-педагогический комиссии, при определении их в специальную (коррекционную) школу-интернат. § градация детей с ограниченными возможностями здоровья по клинико-патогенетической классификации олигофрении (по М.С.Певзнер) § дифференцированный и индивидуальный подход (при наличии у детей несложной формы олигофрении, олигофрении осложнённой энцефалопатическими синдромами, атипичной формой) при проведении коррекционно-воспитательных мероприятий. § совместная деятельность членов ПМПК с учителями, воспитателями, родителями, учащимися в процессе воспитательной работы. § определение у учащихся сохранных структур психофизического развития, зон ближайшего развития, на основе которых строится воспитательный процесс. Службы сопровождения коррекционно-воспитательной системы школы-интерната, входящие в состав ПМПК: § дефектологическая; § валеологическая; § психологическая. Работа службы сопровождения способствует оптимизации воспитательной работы с детьми. Психолог осуществляет первичную психологическую диагностику познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер у детей и подростков; определяет наиболее адекватные пути и средства коррекционно-развивающей работы с ребенком; прогнозирует развитие ребенка и возможности обучения на основе выявленных особенностей развития. Дефектолог отслеживает содержание и методологию воспитательной работы с учётом психофизических недостатков детей, мониторинг коррекционной направленности обучения и воспитания школьников. Социальный педагог оказывает помощь воспитателям в проведении воспитательных мероприятий: § проведение кружковых занятий с детьми; § организации экскурсий на предприятия, библиотеки; § смотры художественной самодеятельности внутри школы и города; § систему работы школы, воспитателей с родителями воспитанников, общественными организациями. Медицинская сестра обеспечивает лечебно-профилактический, валеологический режим в школе-интернате в ходе учебно-воспитательного процесса, в течение круглосуточного проживания детей. Следит за состоянием здоровья школьников на всем протяжении воспитательных режимных моментов.
Психологическое сопровождение педагогического коллектива Особенностью деятельности педагогического коллектива является то, что в повседневной педагогической деятельности учителя сталкиваются с рядом трудностей, которые могут вызывать стрессовые ситуации, устойчивость педагога к стрессогенным факторам существенно влияет на продуктивность его педагогической деятельности. Для обеспечения условий психологического здоровья участников образовательного процесса, для их успешного профессионально-личностного развития нами была разработана программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития и сохранения психологического здоровья педагога» (Приложение №7) Цель данной программы: 1. Обеспечение полноты условий психологического здоровья участников образовательного процесса, для их успешного профессионально-личностного развития. Задачи: 1. Выявление факторов возникновения и способов диагностики профессионального «выгорания»; 2. Повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике «выгорания» и стрессоустойчивости; 3. Выявление группы риска и отслеживание результатов профилактической деятельности; 4. Привитие навыков комфортного группового общения педагогов Ожидаемый результат: § повышение уровня адаптивности и стрессоустойчивости педагога; § развитие успешности и удовлетворения качеством своей жизни и работы; § усовершенствование навыков общения; § принятие себя, осознание собственной ценности и уникальности, самоуважения; § развитие группового взаимодействия; Данная программа реализовывалась в три этапа: 1. Теоретический 2. Диагностический 3. Прикладной Задачей первого этапа было просвещение педагогов в различных формах: семинары, знакомство с тематическими папками, короткая, интересная информация в «Уголке психолога», беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций, индивидуальное консультирование. Задачей второго этапа является выявление группы риска при помощи диагностического материала с целью выявления и отслеживания результатов профилактической диагностики. Задачей третьего этапа является проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома «выгорания» и дальнейшее бесконфликтное общение и сплочение коллектива. Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости. В ходе реализации третьего этапа проводились индивидуальные консультации по результатам диагностики, индивидуальное консультирование, тренинг профилактики профессионального «выгорания», реабилитационная помощь педагогам в форме тренингов и консультаций. Взаимодействие с родителями. Цель работы: организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции. Задачи: § Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми; § Правовое просвещение родителей; § Оказание помощи родителями в семейном воспитании; § Оказание родителями материально-финансовой помощи школе; § Совместная со школой организация социальной защиты детей; § Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. Содержание работы определяется задачам): § Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей; § Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав человека и ребёнка, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Правила для учащихся и другие локальные акты школы) § Совместные занятия родителей с детьми (кружки, походы, экскурсии, КТД); § Совместная оздоровительная работа семьи и школы (дни здоровья, спортивные мероприятия); § Совместное оценивание уровня воспитанности, социализации детей; § Забота о многодетных и малообеспеченных семьях; § Материально-финансовая помощь школе. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями Основные способы общения родителей и педагогов: § Организация родительских конференций, собраний, лекторий, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты. § Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию. § Создание родительского комитета. § Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, спортивные игры, выставки и т.д.). § Уважительное общение с учётом культурной, религиозной, национальной, этнической принадлежности родителей. Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс: § Дни творчества детей и их родителей; § открытые уроки и внеклассные мероприятия; § помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы; § шефская помощь; § участие в родителей в работе родительского комитета школы. С целью оптимизации коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми учащимися школа-интернат активно сотрудничает с общественными организациями. Сотрудники ГОВД, ПДН, ГИБДД, ГО и ЧС, ПЧ-72 совместно с администрацией интерната и воспитателями проводят большой объём воспитательной работы среди учащихся: § читают лекции, беседы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних подростков; § организуют выезды в колонию для несовершеннолетних преступников в с. Атлян; § проводят викторины по правовому и гражданскому воспитанию детей; § проводят семинары-практикумы на знание учащимися ПДД. Медицинские работники городской больницы читают лекции, проводят беседы с учащимися по профилактике токсикомании, наркомании, СПИДа, алкоголизма, венерических заболеваний. Педагоги дополнительного образования привлекают воспитанников школы-интерната для занятий во внеурочное время в кружках, спортивных секциях на базе школы. Тесно взаимодействует школа-интернат с профессионально-техническим училищем № 24, так как многие учащиеся после окончания школы успешно продолжают там обучение. Профилактика асоциальных проявлений и защита прав детей. Целью работы являлось предупреждение правонарушений, бродяжничества и беспризорности, профилактике девиантного поведения учащихся; правовое просвещение в школе, активизация деятельности по взаимодействию служб и ведомств, системы профилактики в работе по данному направлению. Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, обеспечивала возможность более полного и всестороннего развития личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Работа школьной службы сопровождения с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы «риска»: § Отчужденность детей от семьи, школы и общества; § случаи раннего антисоциального поведения; § неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье); § экономическая и социальная обделенность; § влияние дурной компании, окружения, социума; § неконтролируемые пункты приема металлолома, в любое время позволяющие подросткам получить хоть незначительный, но доход. Поэтому одно из важнейших направлений воспитательной системы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего неблагополучия. Перед коллективом школы стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку. Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя следующие направления: 1. Выявления учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе 2. определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников 3. составление плана педагогической коррекции личности и устранение ее нравственной деформации, отклонений в поведении 4. изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми 5. вовлечение учащихся в различные виды положительно – активной социальной деятельности 6. изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики. В школе создана социально–психолого–педагогическая служба сопровождения, которая обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество социального педагога и психолога с классными руководителями и учителями предметниками, ученическими коллективами. Основной сферой деятельности этой службы является процесс адаптации детей в социуме. Кроме этого, она включает в себя и работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого–педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений. С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Психолог и социальный педагог школы совместно со школьным инспектором ПДН проводят внеклассные мероприятия «Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний», с целью формирования умения отказываться от употребления алкоголя, поиска способов и повышения настроения без применения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Участие в рейдах «Всеобуч», помогающих в контроле над выполнением закона «Об образовании», в межведомственных акциях «Дети улиц», «Милиция и дети», «Семья и дети групп риска», «Внимание: дети», «Акция пешеход». Работа в данном направлении ведется успешно, есть определенные достижения: снижение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН и педагогическом учете; предложение, выдвинутое советом старшеклассников о борьбе с курением и сквернословием, претворяется в школьную жизнь.
Работа социального педагога с детьми «группы риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К данной группе детей относятся учащиеся, состоящие на внутришкольном учете: основными причинами постановки в данном случае выступают пропуски уроков без уважительной причины и нарушения в поведенческом аспекте. На конец второго полугодия в «группе риска» 10 человек.(Иванов Саша, Саламатов Виталий, Магрипов Алишер, Козин Евгений, Шакиров Тимур, Устюгов Геннадий, Трифонов Никита, Елисеева Анжела, Галактионов Женя, Неудахина Лена). На начало 2009-2010 учебного года был составлен план работы с детьми «группы риска»:
Совместный план социальной работы с ПДН на 2009 – 2010 учебный год.
Каналы коммуникационного взаимодействия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|