Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа - интернат" г. Карабаша

Версия для слабовидящих

Главная              Контакты               Новости            Интернет приемная             Гостевая книга (форум)

     

    Сведения об орг-ции

    Служба сопровождения

    Нац. проект "Образование"  

    Противодействие коррупции 

    Прокурор разъясняет 

    Педагогам 

    С нами сотрудничают 

    Безопасность 

    Родителям и обучающимся 

    Наши успехи 

    Архив 

    Карта сайта 

    Полезные ссылки 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». (Гл.1, ст. 5, п.6).

Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. При всей своей сложности задача эта решается в системе созданных в нашей стране специальных (коррекционных) школ.

Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии невозможна без системы их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся специальной коррекционной школы-интерната.

         Следует отметить, что в процессе воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционно-развивающей работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.

Итак, при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии следует учитывать, что у них имеются и биологические ущербные особенности, и социальные возможности формирования положительных свойств, которые в сложном сочетании составляют основу их личности. Роль последних особенно велика и значима.

      Известно, что воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания.

Наша  школа-интернат ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с  ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемов.

Воспитательная система – это, прежде всего взаимосвязь:

§  Взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса - педагогов, учащихся и родителей;

§  Взаимосвязь всех    компонентов    (целевого, содержательного,    организационно-деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания;

§  Взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы;

§  Взаимосвязь учебного заведения и социума:

§  Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего нашей школы.

Системный взгляд на процесс воспитания в школе позволил нам условно выделить три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.

Первый слой это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.

Второй слой составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического воздействия.

Третий слой система педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка.

Поэтому в нашей школе одновременно ведется работа по построению воспитательной системы школы и  по созданию воспитательных систем классов, по формированию системы индивидуального сопровождения и развития ребенка с непосредственным участием всей службы сопровождения (психолог, соц. педагог, медицинские работники, дефектолог, логопед).

Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачами воспитательной системы в школе-интернате являются:

§  создание программы реализации концепции воспитательной работы с учащимися;

§   создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости школьников во внеурочное время, для дополнительного образования;

§  внедрение социально-значимых проектов в школе;

§  организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;

§  организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе-интернате.

Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и, прежде всего систему педагогического воздействия.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников нашей школы необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:

§  соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;

§  осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения;

§  систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;

§  обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;

§  осуществление тщательного и систематического контроля.

Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания.

Специальной задачей воспитания личностных качеств в нашей школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.

Психическое развитие детей, подчиняясь общим законам развития психики, осуществляется в процессе конкретных видов деятельности, и в первую очередь в коллективной. Это дает возможность активно управлять психическим развитием этих детей.

Законодательно - нормативное обеспечение воспитательной системы:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.

3. Закон РФ «О социальной защите инвалидов»

4. Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении

5.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVIII видов»

6. Федеральная целевая программа «Дети России»

7. Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

8. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

9. Устав МСКОУ школа - интерна 8 вида.

10. Программа развития школы на 2005 – 2010 гг.

Принципы воспитательной системы:

Воспитательная система руководствуется принципами и генеральными ориентирами закона «Об образовании», который регламентирует: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей свободного развития личности»..... «Общедоступность образования, адаптивность  системы   образования  к  уровням   и  особенностям  развития  и  подготовки обучающихся, воспитанников.» (Гл. 1, ст.2)

§  Гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);

§  Природосообразности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);

§  Культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

§  Эффективности социального взаимодействия (расширение социально-бытовых умений и навыков);

Принцип коррекционной направленности - подразумевает коррекцию, компенсацию или устранение недостатков в развитии ребенка с особыми

§  образовательными потребностями при помощи специальных методических приемов.

 

Этапы реализации программы воспитательной системы:

1-ый  этап: 2005 – 2006 уч. год – подготовительный    

 2-ой этап: 2006-2007уч. год – переходный (становление воспитательного  процесса и организационно-управленческого механизма в новых условиях).

3-ий этап: 2007-2009 уч. год – стабильного  функционирования в новых условиях.

4-ый этап: 2009-2010 гг. – режим устойчивого функционирования

 

Подходы к управлению воспитательной системой.

Управление воспитательной системой, находящейся в режиме функционирования,  определяется системным подходом, когда система и  объект управления имеет определённую  организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.    

  Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности,  реализацию проектов. 

Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.

Тактическое руководство осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Он же является координатором проектов.

Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и учащихся осуществляет психолог.

          Педагог-организатор осуществляет различную совместную деятельность учащихся. Педагоги являются консультантами  в работе органов самоуправления.

Руководители творческих объединений, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.

Учащиеся совместно с кураторами осуществляют соуправление.

Родители являются соучастниками образовательного процесса.

Управление воспитательной системой.

  Работа с педагогическими кадрами

§  МО воспитателей

§  МО классных руководителей

§  Методический совет

§  Педагогический совет

§  Творческие и инициативные группы педагогов

§  Психолого-медико-педагогическая служба сопровождения

§  Открытые занятия

·        Индивидуальная работа

 Работа с учащимися

§  Органы ученического соуправления (приложение 6)

§  Индивидуальная работа

§  Работа с документацией

§  Уровень воспитанности

§  Анализ работы педагогического  коллектива

Работа с семьей

§  Проведение совместных мероприятий

§   Родительский университет

§  Общешкольные родительские конференции

§  Совет школы

 Материально-техническое обеспечение.

Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования. Основным источником финансирования являются средства областного бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняется исходя из возможностей бюджета.

Так же решить  проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей и организаций.

 Научно-методическое обеспечение.

Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:

§   расширение связей с научными учреждениями;

§   развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

§   формирование современного учебно-методического обеспечения школы;

§   внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;

§   создание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса.

           Критерии оценивания эффективности воспитательной системы

Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели эффективности.

Первый критерий - социализация и адаптация учащихся в жизни. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие   личности   ребенка,   на   формирование   умений   и   навыков,   необходимых   для самостоятельной жизни.

Второй критерий - удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.

Третий критерий - значимость учебного заведения.  С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих  - своем учебном    заведении, но и в контексте с достижениями других образовательных учреждений города и области.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Цели:

Воспитание и развитие личности, способной к саморегуляции эмоций и мотивов поведения, к самоопределению и самореабилитации в семье и в социуме.

Создание   комфортных   условий    для    обучения    и    воспитания   детей,    обеспечение доброжелательного и свободного взаимодействия всех звеньев воспитательного процесса.

Задачи:

Научить мыслить

§  Дифференцированное и индивидуальное развитие мыслительных способностей;

§  Обеспечение выпускникам объема знаний, необходимых для адаптации во взрослую жизнь;

§  Обучение прочных навыков самообслуживания;

§  Формирование познавательных интересов;

§  Выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни;

Воспитать чувства

§  Воспитать толерантную личность, умеющую любить людей и жизнь, путем приобщения к духовным национальным и общечеловеческим ценностям;

§  Формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;

§  Индивидуальное   воспитание   характера   каждого   с   учетом   природосообразности   и особенностей развития ребенка;

§  Развивать коммуникативные качества личности

Укрепить здоровье:

§  Физическая закалка организма;

§  Систематические занятия физкультурой и спортом;

§  Квалифицированная диспансеризация детей;

§  Постоянный медико-психологический контроль.

        Содержание воспитательной деятельности

Структура воспитательной системы

Содержание воспитательной системы структурировано по направлениям развития личности:

§  Социально-нравственное направление

§  Общеинтеллектуальное

§  Общекультурное

      Воспитательная система предусматривает следующие  формы организации деятельности воспитанников в период пребывания в школе-интернате и  состоит из 5 блоков:

 

 

 

 

          1-й блок. Занятия как специально ор­ганизованная форма обучения:  час развития, занятия детей с воспитателем с учетом возрастной периодизации согласно социальной схеме: младший школьный возраст — 7-10 лет,  средний — 11-14 лет); (приложение 1)

          2-й блок. Занятия детей с психоло­гом по самокоррекции

(приложение 2)

§  оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

§   содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

§  содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально – психологического климата учебного заведения;

§  профилактика  и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся.

       3-й блок. Различные виды деятельности по основным направлениям развития личности: в организации и проведении ежемесячных коллективных творческих дел (КТД),  задействованы все педагоги школы-интерната (приложение 3)

§   коррекция частичное устранение или компенсация недостатков в  умственном развитии ребенка;

§   создание условий для коррекции и развития образовательных способностей ученика;

§  санитарно-гигиенические мероприятия;

§  оздоровительная работа с детьми;

§  лечебно-профилактические мероприятия;

§  трудовое воспитание школьников как фактор коррекции   имеющихся психофизических недостатков, воспитание многих положительных качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья;

§  приобщение детей к опыту общественного сознания и поведения;

§  накопление сенсорного опыта у детей, правильной оценки поступков;

§  воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, ритма;

§  создание условий для выражения и применения своих художественных способностей;

§  Воспитание гражданского достоинства;

§  Уважение к истории Отечества родного края и людям, создающим славу Отечеству и родному краю;

§  Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  правильному общению, развитие коммуникативных функций;

§  Воспитание уважения к мыслям    других    людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезными.

4-ый блок. Дополнительное образование (приложение 4)

Создание условий для выражения и применения своих творческих   способностей:

§  работа творческих объединений по интересам;

§   работа спортивных секций;

5-ый блок. Психолого-методическое сопровождение педагогического коллектива (приложение 5)

5.1. Работа МО воспитателей, МО классных руководителей, методического совета школы по разработке оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, единых требований к воспитанникам, расширение воспитательного поля.

5.2. Деятельность медико-психолого-педагогического консилиума школы по оказанию помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определении зон ближайшего развития, щадящего режима для детей.

5.3. Психологическое сопровождение педагогического коллектива для  создания комфортного микроклимата.

5.4.         Взаимодействие школы с окружающей средой:

§  работа с родителями учащихся;

§  участие в воспитательной работе ГОВД, Управления центра социальной защиты населения, Центра социального обеспечения населения, городской  больницы, библиотеки, Детской школы искусств, Пожарная часть-72, Отдел ГО и ЧС, ПУ-24, Дом детского творчества.